Интеграционный курс финского языка
Это продолжение статьи «Второй визит в TE-Toimisto»
Первый курс финского
Ожидала я курс финского языка около 1-2 месяцев. А некоторые ждут и по 6 месяцев. Мне пришло приглашение на курс в форме бумажного письма, где была указана дата, время начала, адрес школы, количество учащихся и имя учителя.
К тому времени я уже получала пособие по безработице в течение месяца.
Курс финского языка проходил в Эспоо и мне нужна была проездная карточка, чтобы ежедневно ездить на курсы.
Проездной билет на месяц зоны ВС (Эспоо-Вантаа) стоил около 60 евро.
Во время учебы Кела компенсирует расходы на проезд и питание.
На проезд до школы в одну сторону у меня уходило около 40 минут.
Занятия были с понедельника по пятницу с 8:30 утра до 13 часов дня. Во время учебного дня были кофе-брейки и обеденный перерыв.
Вот как выглядел этаж, где находились учебные классы. Можно увидеть, что одновременно занимались сразу несколько групп.
Также на стенах были различные примеры творческих заданий по Финскому языку.
Это был курс Финского языка для мигрантов с 18 лет. В Моей группе были люди из разных стран: Алжир, Марокко, Китай, Турция, Иран, Греция, Албания, Индия, Эстония, Украина, Америка и т.д.
Все учащиеся были разных возрастов и с разным менталитетом.
Также,у всех был практически нулевой уровень Финского языка кроме женщины из Эстонии (не знаю, почему она оказалась с нами в группе, так как было видно, что знает она больше нас).
Учителем была женщина Финка, очень доброжелательная и активная. На каждом уроке нам раздавали множество обучающих распечаток.
Как вы видите на фото — во время урока можно спокойно попить чай или кофе, если не захотел во время кофе-брейка. Это не считается «дурным тоном» или «неуважением к учителю».
Конечно, кушать во время урока — это уже перебор.
На первом уроке нам выдали тетради, папки, карандаши и ластики. Далее мы получили учебники — и все это бесплатно!
Учеба проходила в интенсивном режиме и занятия было запрещено пропускать (не более 5 пропусков без уважительной причина за полугодовой курс). Если учащийся пропускал занятия более этого срока — он отчислялся с курса и лишался пособия по безработице - наступала «каренсия».
Во время уроков преподаватель иногда использовал специальные жесты руками,
наверное — это специальная методика обучения. Также постоянно использовался проектор.
Во время обучения языку нас знакомили с финскими обычаями, праздниками и мы даже праздновали Рождество! Это было просто удивительно — каждый принес свою домашнюю еду, напитки.
Вот какой был стол в учебном классе на праздновании Пикка Йоулу:
Конечно, на празднике не было алкоголя, были только соки и чай.
У нас был настоящий пир! Как хорошо, что я успела пройти первый модуль Финского языка до наступления коронавируса. Еще мы ходили гулять с группой прямо как в детском саду!
У нас также был второй преподаватель, которая учила нас трудовой жизни в Финляндии, рассказывала про
систему налогообложения
, различные социальные инстанции, помогала составить дальнейший план по интеграции.
Мы могли обсудить с ней поступление в профессиональное чилище — амматтикоулу, в высшее профессиональное училище — амматтикоркеакоулу, а также в университет — улиописто.
По плану у нас должна была быть двухнедельная разговорная практика и мы должны были сами найти себе места. Место могло быть где угодно: магазин, детский сад, музей или офис. Главное правило — общение исключительно на финском.
Из-за коронавируса практика отменилась.
В процессе обучения с группой и учителем мы общались по ватсапу и по почте.
Когда началась корона — примерно с марта 2020 года школа закрылась и нам пришлось перейти на дистанционное обучение. Обучение проходила в Адоб коннект каждый день с 9 утра до 13:00 дня.
У нас была проектная работа по выбранной теме, а также преподаватель давал нам задания для удаленной работы.
Так мы занимались с середины марта до начала мая 2020 года. Я смогда поднять свой уровень финского языка с 0 до А1.2 — А2.1
У нас даже состоялся небольшой выпускной — мы встретились группой
в Хельсинки на бульваре Эспланады и преподаватель вручил нам сертификаты о
присвоении языкового уровня.
Эта школа мне очень понравилась и я смогла определиться, какую хочу профессию
в Финляндии и какое направление обучения мне больше подходит.
Следующий курс Финского языка начинался уже в июне, то есть у меня
был всего месяц на передышку.
Второй курс Финского языка
Новый курс по подготовке к поступлению в профессиональное училище начался в июне. Срок стоял также полгода. Мне пришло приглашение в другую школу, которая находилась практически в восточном Хельсинки.
К тому моменту, когда коронавирус начался — мы уже переезжали в Хельсинки.
От нашего нового дома до учебы мне нужно было добираться час на электричке
или час на велосипеде.
Сначала наше обучение было удаленным, мы также учились у компьютеров из дома.
Только нам нужно было приехать в школу за учебниками, которые были библиотечными.
На курсе у нас также было два основных учителя — учитель по Финскому языку и
учитель но трудовой жизни.
Учитель по языку была русской, но я общалась с ней практически всегда
только на Финском языке.
Мой уровень Финского значительно подрос, но еще был не достаточным.
Даже на удаленной основе занимались мы достаточно активно и делали много заданий.
В августе-сентябре 2020 года нам сообщили, что мы можем посещать школу по причине
ослабления короны в Хельсинки.
В школе мы проучились не очень долго, так как на 6 месяцев курса приходилось 6 недель рабочей практики, место для которой нужно было также искать самим.
Ученики просто подают заявки по электронной почте или ходят и опрашивают возможные рабочие места.
Если честно, в ситуации с короной это было сложно, так как во многих местах были ограничения и не все горели желанием брать в свои коллективы человека с улицы.
Во время практики школа составляет договор с выбранным работодателем. Работодателю не нужно платить практиканту, так как практикант получает пособие по безработице.
Рабочий день на месте практики обычно длится 7 часов и 30 минут — нормальный рабочий день для Финнов.
Многие мои сокурсники нашли места в детских садах или домах престарелых. Также работали в кафе или магазинах.
На самом деле поиск места для практики — это немного стрессовая ситуация, так как у тебя сжатый срок (около месяца) и ты как бы «напрашиваешься» - я ничего не умею, но возьмите меня, пожалуйста! Это не очень похоже на обычное трудоустройство.
Я долго искала место и в итоге нашла два места для рабочей практики — по три недели в каждом. В принципе, это даже неплохо — можно потренироваться в разговорном Финском с множеством разных людей.
Мой рабочий день на практике длился около 8 часов. Мне повезло, так как одно из мест было очень неплохим и в мои обязанности входило делать рекламу и дизайн.
Поэтому, во время практики я не только общалась на Финском языке, но и расширяла свое портфолио новыми работами.
Рабочая практика дала мне стимул создать профиль в Линкедине и добавить новые контакты, а также я получила хорошую рекомендацию от своего менеджера.
Теперь начало трудовой жизни в Финляндии положено.
После итоговых тестов в школе и трудовой практики у нас еще было дистанционное обучение, которое продлилось до конца декабря 2020 года.
В конце каждого курса ученики получают сертификат (Тодистус) в котором указано, на каком уровне у ученика находится Финский язык. Показателей несколько: разговорная речь, письменный показатель, показатель понимания и аудирование.
Во время обучения на курсах я успела также
заменить российское водительское удостоверение на финское
. О том с какими трудностями вы можете столкнуться во время замены прав
читайте
ЗДЕСЬ
Далее меня ждет продолжение пути интеграции в Финляндии, возможно, я поделюсь
с вами своим опытом позже. Надеюсь, данная статья была для вас полезной.
Если вы хотите продолжения — оставляйте свои комментарии и оценивайте статью в самом низу этой страницы. Ваши реакции дают автору понять ценность его работы для аудитории.